суббота, 12 сентября 2015 г.

Из газеты Лечебные письма №18 про Иван-чай

Господин иван-чай
На холмах и лесных полянах, на влажных лугах и вдоль дорог с июня до августа нас радовал своим цветением иван-чай. Но для лечения годятся не только его цветки. Сегодня К.И. Доронина расскажет, как это растение используется в народной медицине.



В ИЮЛЬСКИЙ ПОЛДЕНЬ
ЗОЛОТОЙ

Кузьмич - охотник и потомственный травник - уже сам не помнит, сколько ему лет. Отдыхаем с ним на горе, полыхающей пурпурным огнем цветущего иван-чая.


Солнце в зените, в воздухе - тонкий аромат цветов, и труженицы пчелки копошатся в них, чтобы до сумерек успеть в ульи со своей сладкой ношей. Лицо Кузьмича, коричневое от загара, испещренное мелкими морщинками, источает какую-то особую благость. Глаза ясные, цвета июльского неба, а в них - и радость бытия, и бесконечный покой. Я, городская жительница, бегущая по станциям столичного метро, давно уже не встречала таких умиротворенных лиц. Гримасы затаенного страха, недоброжелательства, скрытой душевной боли и одиночества - вот что сегодня поражает, когда смотришь на лица большинства пожилых людей.


Кузьмич сдабривает кусок черного хлеба золотистым медом и наливает мне ароматный чай из китайского термоса: «Ну-ка, касатка, попробуй истинно русский напиток. Сил прибавится, будто крылья прорежутся». Старик сам по весне собирал нежные листочки кипрея и сушил их в духовке.


«Видишь, - говорит Кузьмич, -цветет иван-чай, глаз радует. Но не просто так он здесь растет. Значит, землю-матушку обожгло огнем. Мучается, сердешная, и зовет на помощь, чтобы раны ее залечили. Вот и спешит он на выручку».

НАПОМИНАНИЕ О БЫЛОМ

Оказывается, в тех местах, где мы беседовали с Кузьмичом, когда-то была деревня. Называлась Салтыковкой. Дворы богатые, люди хорошие. А на горе стоял дом купца Салтыкова.

Сам Петр Иванович большим шел- | ковым путем с караванами ходил, до | Китая дошел. И была у купца един- | ственная дочь Матрена. В15 лет заневестилась, что белая березонька. В те времена девок рано замуж выдавали. Возвратился как-то по весне Петр Иванович домой, да не один, а с помощником Николкой, белокурым статным красавцем. Рос он сиротой на чужих хлебах. Но хорошие люди воспитали его в труде и послушании. И капитал кой-какой у него уже имелся. «Пока на паях со мной поработает, а там, глядишь, и своим путем пойдет в купечестве». - сказал Петр Иванович. 

Только взглянула Матрена на Николку - запылало ее сердечко. Разнарядится. бывало, и все вокруг него, словно утица перед селезнем, головкою вертит, глазками светит. А тот в землю глядит. На посиделки не ходит, в хороводах не участвует. Видно, душа у него была холодная.
Как-то повстречались молодые в сенях, и Матрена ему призналась: «Люб ты мне. Только с тобой под венец пойду или со смертью повенчана буду!» А Николка ей отвечал: «Сердце велит мне сейчас делом заняться большим, купеческим, а не в примаках ходить. Не суженая ты мне». Бросилась Матрена куда глаза глядят. Упала в росные травы, долго билась в рыданиях и уснула, что дите малое, вечером на сырой земле.

Переполошились хозяева и дворовые люди, стали Матрену искать. Привели домой под утро. Сарафан мокрый от студеной росы, сама бледна, дрожит осиновым листом и никого не узнает. Растирали ее водкой, поили малиной с липовым цветом. Но проходили дни, а Матрена все металась без памяти. Однажды на утренней зорьке открыла глаза и прошептала: «Умираю, родные. Никого не вини. Николка тоже у постели стоял Лицо белое, каменное. Матрена тихо вздохнула
,          
Не поминай лихом». - и душа отошла в лучший мир. где ждала она Всевышнего. ' На могиле Матрены каждое лето зацветал иван-члй. Да так разросся, что весь погост объял. А лет через пять загорелся двор Салтыковых от молнии, и в одночасье сгорела вся деревня. Так ее и не отстроили, народ разбрелся подальше от пожарища. Только иван-чай напоминает о былом. Зацветет пурпурным маревом, изумит мир - и в одну ночь поседеет.

-Да. - вздыхает Кузьмич. - в нынешние времена от любви не умирают и песен о такой любви не поют... Ты пей чаек-то. Голова болеть не будет, мысли ясные прилетят с небес. Кто иван-чай пьет, тот до самой смерти разум не потеряет. Вот такое зелье чудотворное» 

ЗНАХАРСКИЙ СЕКРЕТ

«А не скажешь мне. Кузьмич, отчего так мало об иван-чае в книгах написано?» - спрашиваю я. ожидая, что потомственный травознай откроет мне тайны врачевания этим лекарственным растением.

«Что о нем говорить? Чай - он и есть чай», - отвечает Кузьмич. Помолчав, все же рассказывает, что отродясь русские люди пили его. и сил только прибавлялось. И живот от колотья им лечили, и печень очищали, паразитов изгоняли. Кто головой маялся, простудившись зимой, или же от мигрени безумствовал, тому иван-чай даже ученые лекари прописывали, а не только знахарки доморощенные. Вон фельдшер и сейчас соком растения любой насморк вылечит, да и горло тоже. 

Сам его пьет. В 92 года еще на молодух поглядывает, гоголем ходит. Только сушить иван-чай надо правильно. Колосок с цветками мелко нарезать - и на противень, в горячую духовку. Не успеешь - враз окуклится, пухом пойдет. Ни к чему тогда старания, вся сила уйдет в семена. Для лечения тяжких хворей нужен цвет. А просто для заварки бодрящего чая хороши по весне, до цветения, нежные листочки, высушенные в тени.

Кузьмич снова замолкает. Только шевелит губами, будто молится про себя. Затем говорит значительно: «Я тебе вот что скажу. Лечат соком цветущего иван-чая и примочками с его сухими распаренными цветками даже рак женской груди. Только не всех людей Господь таким даром наделяет.

Кузьмич задремал. Вокруг гудели пчелы и цвел под легким ветерком иван-чай.

ЧТО В НЕМ ПОЛЕЗНОГО?

Научное название иван-чая кипрей узколистный (Chameric angustifolium). А в народе у него ну мало имен: скрипун, скрыпень. маточник. копорский чай...

Известно, что первые производители чая на Руси собирали кипрей возле села Копорье под Санкт-Петербургом  Потому он и копорский. или русский чай. когда-то очень популярный у нас Растение и правда часто встречается на местах пожарищ, заполняя собой места бывших поселений, и также на высушенных болотах. Заросли иван-чая прекрасно закрепляют грунт оврагов, железнодорожных и шоссейных насыпей.

Кстати, его цветки бывают не только пурпурно-фиолетовыми, но и бледно-розовыми, и даже белыми Все зависит от почвы. В составе грунта могут быть медь, известь и многое другое. С этим связаны и лекарственные свойства растения Так, в нем обнаружены минеральные соли железа, марганца, никеля бора, молибдена. Также кипрей богат углеводами, слизью, дубильными веществами и ценными кислотами в том числе аскорбиновой. Есть в нем и каротин, и флавоноиды, и алкалоиды В корнях много белков, танинов, солей фосфора, кальция, кобальта, а в семенах - целебного эфирного масла. 

Все это прекрасно усваивается организмом и помогает в саморегуляции. Не случайно растение так популярно среди лесорубов, охотников и любителей странствий. Его хорошо и любители, странствий. Его хорошо знают и применяют знахари, деревенские бабки.

ОТ КАКИХ БОЛЕЗНЕЙ ПОМОГАЕТ?

В народной медицине снадобья из иван-чая применяются и внутрь, и наружно. Это вяжущие, обволакивающие, противовоспалительные и обезболивающие средства. Они останавливают кровь и укрепляют организм.

Кипрей применяют при колитах с диареей, воспалении поджелудочной железы и желчевыводящих путей. Он выручает даже при туберкулезе и хроническом воспалении легких. Его водными настоями, напарами лечат экзему, импетиго.

Если регулярно принимать водный  настой высушенных цветков, отступают приступы мигрени, особенно \ связанные с приходом месячных.  Улучшается память у ослабевших разумом, в том числе и у тех, кто довел свой мозг до предельной усталости и подвержен психозам, бредовым идеям. Пропадают бессонница и уныние после психических травм.

Есть сведения, что иван-чай помогает больным лимфогранулематозом. Есть и данные многолетних исследований наших ученых. Из соцветий иван-чая они выделили противораковое, причем малотоксичное вещество ханерол.

Для приема внутрь при перечисленных заболеваниях можно приготовить спиртовую настойку:
1 часть сырья на 10 частей 40%-ной водки. Выдержать 12 дней в темном месте, в хорошо закрытой посуде. Пить по 40 капель перед едой 3 раза в день.

Принимают и сок из свежего растения, добавив в него 5%-ный спирт (96°), по 1 ч. л. также 3 раза в день перед едой.

Ценным лекарством является и кипрейный мед, прозрачный, благоухающий тонким ароматом. Он почти не засахаривается и помогает от многих болезней. Например, является замечательным вспомогательным средством при ревмокардите у детей.

Наружно чаще используют отвар и кашицу из свежих либо распаренных сухих цветков. С ними делают примочки, припарки, полоскания. Стоит держать в доме и кипрейное масло.

Лечиться иван-чаем можно долго, вреда не будет.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

В тибетской медицине свежие корневища иван-чая перетирали в кашицу и накладывали ее на злокачественные раны. А соком из корневищ исцеляли от венерических болезней.
В народной медицине казахов, узбеков, таджиков корневища использовались при запорах, связанных с ахилией кишечника, когда вырабатывается недостаточно соляной кислоты и фермента пепсина. Также их применяли при печеночных и почечных коликах, глистной инвазии.


А цыгане даже отваривали и ели кипрейные корешки вместе с корневищем. Обязательно добавляли их как полезную приправу в бульоны супы. Водный отвар из них давали и больным людям, и лошадям для избавления от паразитов. Все неполадки с пищеварением устраняли с помощью иван-чая. Некоторые опухоли, затвердения лечили лепешками. Ржаную муку замешивали на молочной сыворотке и кашице из целебного корневища. Употребляли его и при кровотечениях, малокровии, простудных заболеваниях, а также ушибах.

Во времена голодоморов и у нас высушенные корневища иван-чая перемалывали в муку, а потом выпекали из нее отличный хлеб.

Надземную же часть во время цветения использовали для лечения бессонницы, головной боли. Подобные методы, кстати, есть и в тибетской, и в монгольской медицине.

На Руси в почете был не только копорский чай. Пухом кипрея, который появляется после цветения, когда-то наполняли подушки, перины, одеяла. Его смешивали с перьями домашней птицы. Такой наполнитель пружинит, не сбиваясь в комки. И благодаря иван-чаю присутствие в нем перьевых клещей исключено. Кроме того, спать на таких подушках и перинах очень полезно тем, кто страдает от судорог, эпилепсии и других расстройств нервной системы.


НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

•  При мерцательной аритмии сок из цветков иван-чая принимают по 1 ст. л. 3 раза в день за 10 минут до еды. Лечение продолжается 60 дней, перерыв-14 дней.

•  От катара желудка с повышенной кислотностью, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки помогает настой: 15 г сушеной травы с соцветиями на 200 мл кипятка. Настаивать ночь. Процедить и пить 4-5 раз в день до еды по 1 ст. л.

•  Если долго не заживают раны, ожоги, применяют масло иван-чая. На 2/3 свежих, только что собранных цветков - 1/3 растительного масла. Банку держат 3 недели на солнцепеке.

Комментариев нет: